• Александра Полетаева

Об уличном и об искусстве

Пост обновлен 14 июня 2018 г.

В одном из наших проектов нас поддержал прекрасный Street Art Museum (далее SAM)—музей уличного искусства в Питере. Мы взяли интервью у технического директора музея—Александра Мущенко. Спойлер: разговор получился не про буквы, а про искусство, что, собственно, неплохо: мы за то, чтобы эти темы были неразрывно связаны друг с другом.







Александр Мущенко








Александр, привет! Мы, конечно, представляем себе ответ на вопрос, который собираемся задать, но всё же: что такое уличное искусство?


В широком смысле—это искусство на улице. В более узком понимании–то, что можно назвать уличным искусством, всегда относится к тому месту, где оно было создано, к прохожим, ко времени; то есть всегда взаимодействует с уличным пространством.


Постоянная экспозиция SAM


На улице встречается много разного , как определить, что искусство, а что—нет?


С одной стороны, любое искусство на улице становится уличным; с другой—уже зритель определяет, насколько этот объект или высказывание взаимодейтствуют с городской средой. Для меня самые важные работы на улице—это наивные иногда высказывания людей, которые себя художниками, может, и не считают. В них остается какая-то искренность и живость, и это никогда не уходит в оформление. Вспомнил: недавно видел в инстаграме огромное граффити. По моим ощущениям работа сделана нелегально, но с точки зрения масштаба это очень мощно.
Граффити—это, конечно, часть уличного искусства; потому что это всегда определенного рода пощечина - даже если это просто классическое граффити, где нет ничего кроме респекта и популяризации своего имени. С этой точки зрения интересно противостояние каким-то устоям, которые есть в нашем обществе; пока есть это противостояние, можно говорить о возможном диалоге между разными социальными группами.


Постоянная экспозиция SAM

С чего началось уличное искусство и кого можно считать его основоположниками?


Думаю, что можно назвать начало XX века зарождением постмодернизма и нового отношения к искусству в целом. Художники устали от безликого пространства: галерей, музеев и начали пробовать новые форматы, в том числе и на улицах. Это естественный этап развития искусства—выход на новые уровни взаимодействия со средой. А так, наверное, это 1970-е, Нью-Йорк, все дела. Taki, Doni—легендарные граффитчики, которые бомбили, как сумасшедшие плюс Марта Купер.



В манифесте футуристов «О демократизации искусств» от 1918 года есть фраза «Пусть улицы будут праздником искусства для всех». Есть ли у вас примеры стрит-арта тех времен и сохранилось ли что-нибудь на сегодняшний день?


В Москве сохранилось несколько фасадов. Хороший вопрос, правда, искусство это или «оформуха». Есть фасад, сделанный по эскизам Родченко для Моссельпрома. Его как-то восстанавливали; это были как раз первые примеры выхода на улицу.


Первоначальный фасад Моссельпрома


Как изменилось такая форма искусства со временем в России и в мире?



Фото экспозиции Цех Х1


В XX веке это началось как определенный новый опыт для художников, а в 70-е годы граффити стало неким субкультурным протестным явлением. Сейчас все это переросло уже в часть современного арт-бизнеса и во многом— городского дизайна и архитектуры; также во многом вышло в легальное поле, хотя много художников продолжают и нелегально взаимодействовать с городом. Мне кажется, что эта нелегальность очень важна; это ценз, который определяет необходимость этого высказывания. Потому что когда тебе говорят: «вот тебе стенка, рисуй там что-нибудь», то ответственность художника перед самим собой и перед городом гораздо меньше—ты ничем не рискуешь. А когда делаешь что-то нелегально, это определяет, насколько тебе это самому можно. Я считаю, что после наступления глобализации, ценность индивида упала. И когда человек пытается отстоять свою индивидуальность и право высказываться, пусть даже в нелегальном поле, —это синоним искренности, и пусть иногда это граничит с глупостью. В этом контексте Музей стрит-арта—это что-то особенное, мы стараемся соблюдать баланс.


Фото экспозиции Цех Х1


Что такое уличное искусство сегодня и кто его может создавать?


Да любой человек: так было всегда. Границ здесь нет.

Тогда подскажите, что из этого является искусством, а что–нет?



Фото из открытого источника


Сложно сказать, но для меня это уличное искусство. Взаимодействует с городом, с прохожими, и это высказывание - в таких надписях проявляется ирония и то остроумие, которое стрит-арту свойственное. И самое важное, наверное, что это выводит тебя из какого-то привычного состояния: ты читаешь это предложение.

Фото из инстаграма @tadjikrotko
Есть такая разновидность стрит-арта «бафф»— закрашивание чужих или своих же работ. То, что делает московский художник Олег Кузнецов—это точно искусство. Вообще много кто с этим работает. Когда художники это делают с осознанием того, что делают специально...А если здесь это «создано» сотрудниками ТСЖ возникает вопрос в принципе, что считать искусством; когда работники это делают, себя они создателями точно не считают. В такой форме для меня это искусство, построенное на случайности: и композиция, и цвета выбираются рандомно.


Работа El Seed


El Seed— работа меня впечатлила, когда я ее увидел. Это в Каире. Просто, понимаешь, мы не знаем, что в этой каллиграфии зашифровано. Концептуально эта идея мне очень нравится: в работе задействовано очень много домов, и все вместе они складываются в композицию. Здесь для меня важна эта городская романтика: его работа объединяет множество домов, семей, и изменяет городской пейзаж в целом, а также переводит город в плоскость: с определенной точки зрения это круг.


Работа Cobra

К Сobra у меня неоднозначное отношение. Эта работа (которую, кстати, курировал Музей)—позитивный пример того, как стрит-арт формирует среду. После смерти балерины, этот сквер в центре Москвы назвали именем Майи Плисецкой. Искусство здесь повлияло на действительность, на город, его топонимику. Однако с точки зрения самой работы—это сложно. По сравнению с Hoodgraff, который просто портреты рисует, Cobra все-таки формирует какую-то композицию, выбирет цвета, через которые прослеживается его художественный взгляд. Но чем больше ты интересуешься искусством, тем скорее такого рода произведения перестают удовлетворять твоим внутренним запросам, потому что кроме какой-то визуальной части в них почти ничего нет.

Посоветуйте инстаграмы/блоги/сайты, где можно следить за новостями из мира уличного искусства?


Есть неплохие паблики и блоги - как Wall can talk, например, его ведет девочка из Украины; там простые надписи, как правило. В основном я подписан на тех художников, которые мне интересны - во-первых, просто те, кто крутые работы делает (хотя меня мало что удивляет); во-вторых, те, с кем в перспективе можно было бы поработать в Музее. С кем-то из них мы уже успели поработать. Os Gemeos / Okuda Art / Gaia / Sten Lex, Millo Норвежский фестиваль The NU art. Организаторы говорят, что это первый фестиваль уличного искусства в мире. Они очень классные, потому что работают с интересными художниками, например, с Брэдом Дауни, Игорем Поносовым, которые более глубоко пытаются взаимодействовать со средой. Через них нашел художника Mas o menos и мне очень понравилось, что он делает.

Постоянная экспозиция SAM


Наш портал посвящен каллиграфии и буквам в целом, нам, конечно, интересно ваше мнение о современном каллиграффити ;)


Честно говоря, я почти ничего об этом не знаю. Для меня это странное явление в мире искусства, и мне сложно понять место этого вида деятельности в искусстве, потому что ведь изначально каллиграфические шрифты использовались для написания книг. Для меня важна суть высказывания, но часто за сложностью шрифтов теряется само высказывание. Это как сравнивать Кровосток и Оксимирона—то, что у одного сказано прямо, у другого «наверчено». Если смысл написания текста—это сам текст, зачем писать его сложно? Он должен быть понятным и четким. В каллиграфити часто форма преобладает над содержанием, и эта сложность иногда убивает искренность. И за этим видно мастера, но не видно художника.

Поговорим тогда о музее, каждый год вы стараетесь делать новый проект: приглашаете художников, которые создают работы на месте старых. Получается, старые работы не сохраняются, это одна из особенностей вашего музея - сохранять только актуальное? Стрит-арт должен быть актуальным здесь и сейчас?


Что касается временных выставок, то мы сохраняем только то, что можно сохранить: инсталляции, объекты, которые можно перевезти. Но принцип «сохранять только актуальное» здесь не работает. Что касается постоянной экспозиции, то мы закрашиваем только тогда, когда нет возможности восстановить.

Расскажите о самом значимом для вас проекте?

Все выставки были значимыми. Первая важная и самая искренняя, с точки зрения своей темы и котекста. Вторая выставка была особенно важна тем, что она состоялась, её могло бы и не быть, потому что после первой было непонятно, как дальше будет развиваться площадка. Третья была большим прорывом: мы привлеклки множество иностранных художников, а также классного куратора, который работал с ведущими мировыми институциями, и он передал нам много опыта: как работать с художниками и с пространством. И, конечно, последняя выставка—она была самой трудозатратной, и, возможно, самой значимой для нас. Но в этой истории всё взаимосвязано, и в ней каждая секунда важна.

Нам очень нравится ваш проект «Забор». Расскажите о нем, в чем идея проекта?


Придумывая «Забор», мы отчасти вдохновлялись выставкой московского художника 0331с, которая прошла в галерее XL в 2013 году. Тогда Оззик собрал в выставочном пространстве фарфоровые плиты, расписанные уличными художниками. Наши заборчики – это не арт-проект, а серия гипсовых сувениров, которые может приобрести каждый посетитель. К «плите ограды ПО-2» мы относимся как к важнейшему символу российского стрит-арта, знаковому в том числе и для Музея уличного искусства.
Лично для меня проект «Забор» – это проект про свободу самовыражения. Это ваш личный забор, на котором вы можете изобразить все, что угодно – в письменной или художественной форме. Его можно подарить, а можно начать собирать собственную коллекцию. Хотите, чтобы ваш забор стал публичным манифестом – публикуйте его фотографию.


Сувенир SAM—«Забор»


Есть ли примеры особенно интересного народного творчества на «заборе»? По какому хэштегу можно следить за работами?


По хэштегу #streetartzabor в социальных сетях можно следить, как формируется коллекция авторских заборов.




Постоянная экспозиция SAM


Просмотров: 0
  • Instagram - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Facebook Black Round

TSDL Calligraphy • О доставкеУчастие

 

Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы: info@tsdl.ru

© 2017 «TSDL Calligraphy» | Все права защищены