• Александра Полетаева

Интервью с коллекционером антикварных письменных принадлежностей

Когда ты изучаешь какую-либо тему, настоящая мечта — это найти нетривиальную информацию и поделиться ей.  Эта статья как раз такая! Поэтому мы считаем её жемчужиной рубрики «интервью» нашего блога. Недавно у нашей редакции состоялся очень интересный разговор с коллекционером антикварных письменных принадлежностей, Владиславом. Мы узнали тонну новой информации, которую днем с огнём не сыщешь в интернетах, но которая очень полезна всем, кто интересуется каллиграфией и историей письменности в целом. 




Владислав, расскажите, пожалуйста, про себя и про то, что Вы коллекционируете.

По первому образованию я филолог русского языка и, немного, историк. Видимо это также повлияло на выбор мной направления коллекционирования. Когда в 2008 году у меня появилось немного свободных денег, я решил (правда, не сразу) создать коллекцию, раскрывающую историю возникновения и развития письменности. Изначально она планировалась скорее как научный материал для специалистов в области палеографии. Собирались предметы в первую очередь бытовые, без особых «красивостей». Конечно, потом появились и «красивости», но изначально я искал вещи массовые, бытового уровня. Кстати, именно с этим иногда связаны проблемы поиска экспонатов — то, что поприличней, штучное, используется и хранится аккуратнее, чем «массовка».

 Много ли таких коллекционеров в России?

Скорее надо спрашивать, много ли таких коллекционеров в мире. Разумеется, нет. Кто-то собирает чернильницы, кто-то перьевые ручки, карандаши, ластики… Но человек, который собирает все по истории письменных инструментов, мне известен только один — это Аллан Коул в Лондоне. И даже для него мне пришлось готовить отдельный материал по истории письменных инструментов Руси и России. Тема слишком обширная.

Есть ли сообщества онлайн или офлайн, какие?

К сожалению, нет. Во всяком случае, мне они не известны. Есть коллекционеры — «смежники», например, собирающие перьевые ручки, есть темы на форумах по каким-то направлениям, есть музеи, но они специализируются на «своем» поле, что, в общем, понятно...

Расскажите, пожалуйста, вкратце об основных вехах в истории русской письменности. Чем писали изначально и в связи с чем письменные предметы менялись?

(Смеется) Видимо, Вы тоже ждете каких-то сенсаций? Увы, все достаточно просто, история развития письменности и ее инструментов плотно «вписана» в историю развития общества. Есть потребность – создаются инструменты для ее удовлетворения. Да, в IХ веке на феодализирующуюся Русь приходит христианство, а с ним и современная письменность, гуманистический подвиг братьев Кирилла и Мефодия, а также их последователей достаточно известен. Очень интересен вопрос, а что было «до»? Учтите, перед каждым моим утверждением нужно ставить «вероятно», «возможно», «есть основания предполагать». Есть признаки того, что «до» что-то было. Но здесь мы вступаем на зыбкую почву догадок и предположений. Да, «писаху чертами и резами», посмотрите этимологию слова «чёрт» (сьrt в праславянском), в т.ч. в сербохорватском «цр’тити, цр’ти^м» - «заклинать, клясть» - привет волхвам, т.е., видимо, какая-то форма прото-письменности все-таки была. Я бы отодвинул границу к VIII-IX векам, чертить и резать можно и ножом, специализированных инструментов здесь не нужно. Но и говорить о каких-то «славянских рунах» я бы не рискнул. Возможно, это была какая-то мнемоническая система. Еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание, это достаточно широкая распространенность специализированных инструментов письма уже в XII-XIV веках, в первую очередь бронзовых, деревянных и костяных писал по бересте и по воску (эти были с «лопаточкой» для заглаживания написанного), а также чернильниц (они больше привязаны к центрам торговли и управления – княжеским дворам, монастырям, рынкам). Их почти не находят в захоронениях, в составе кладов — это вполне утилитарные, бытовые вещи, не имеющие в глазах современников особой ценности. Береста и воск есть в любом крестьянском хозяйстве. Нет ощущения какой-то сакрализации, как, например, в случае с иконами. Бытовая грамотность, видимо, была широко распространена.



Писала и чернильницы, фрагмент перницы (от средневековья до начала XVIII века) / сверху «шомпольные трубки» - запчасти старинного ружья



















Цера (восковая дощечка) с сохранившимся воском с текстом (средневековье) / фото взято из открытого источника














Манускрипты на пальмовых листьях являлись заменителем бумаги в некоторых регионах Азии ещё в XV веке до н.э.


Правда, пергамен — материал дорогой, это уже для «спецдокументов», княжеских грамот, межгосударственных договоров, летописей… Бумага, при ее относительной дешевизне, была материалом привозным, редким. Но и без нее как-то обходились. Ну, и возвращаясь к Вашему вопросу, могу сказать так – писали на бересте, восковых дощечках-церах бронзовыми, костяными и деревянными писалами, на пергамене и бумаге писали перьями (гусиными, лебяжьими, павлиньими, вороньими, позднее, на Русском севере староверы использовали перья глухаря). Возможно, иногда писали по восточной традиции тростниковыми каламами (упоминается в письменных источниках «трость для письма»). Для ношения перьев использовали перницы – бронзовые трубочки-пеналы с «ушками», привязывая их шнурками к поясу. Чернильницы были как глиняные, так и бронзовые, «каламари», с XVII в. тоже отливают с «ушками», видимо это второй «всплеск» грамотности при Петре I, много приходилось писать «на ходу» — перестройка экономики, войны, строительство Петербурга… Сушили написанное, посыпая чернила мелким песком из «песочниц», похожих на солонку с дырочками (до появления клякс-папиров). Более ранние чернильницы удобно держать в руке, а вот на стол их не поставишь – сужаются «на конус». Возможно, это следствие европейской традиции использования в качестве чернильницы рогов животных. Изначально превалировавшая на Руси византийская традиция постепенно «размывается» европейской, западной, хотя они и так родственны.

Ручки, карандаш, циркуль, точилка (Россия, 1910 -1930-е годы)

Использовавшиеся на Руси краски (минеральные и органические), также говорят о широких торговых связях славян и с Западом и с Востоком. Кстати, птичьи перья продержались в арсенале писцов почти тысячу лет. Чернила использовались в основном железистые, из органических использовались чернила из отвара березовой чаги (староверами), делали их также из «чернильного гриба» (ими еще в XIX веке подписывали важные документы, есть у них одна особенность), ну и из бузины чёрной. Хотя рецептов было множество. У казаков, например, также использовались чернила из крушины ломкой, хвоща полевого, спорыша, бузины красной. А вот чернилами осьминога или каракатицы у нас не пользовались, это античное средиземноморье и позднее западная традиция эпохи Великих географических открытий. Также русские почти не использовали тушь. Кстати, Англия закупала у нас не только воск, пеньку и лес, но и миллионы гусиных перьев, а писать можно только пятью маховыми из левого крыла – их изгиб не заслоняет правшам текст, это ж сколько гусей съедено было!
Ну, а история появления в России бумаги более-менее известна (сначала привозной, а потом с перерывами и своей), можно все найти в интернете. Карандаш и ластик, пресс-папье и клякс-папир, даже песочница и чертежные инструменты, кроме линейки (правИла) тоже пришли с Запада. Хотя что, откуда и как пришло в ряде случаев тема отдельного исследования.

Шкатулка для перьев (Россия, начало ХХ века)














Пресс-папье (Тула, около 1910 года)


С чего все началось? Вы помните, какой был первый предмет Вашей коллекции?

Ну, началось все, пожалуй, с родителей — оба были, так или иначе, связаны с историей, именно они и привили мне интерес к ней. Плюс преподаватели в институте и академии. Во время службы в армии я попал в Центральный Архив, там тоже иногда возникали интересные задачи, связанные с информацией и ее носителями. Ну а первый предмет… Как ни странно, он имел косвенное отношение к письменности. Я тогда еще не совсем определился. Это был серебряный подсвечник в стиле австрийского ювелира Якоба Гриммингера (Jakob Grimminger), его много копировали. Этот, около 1926 г., привезла из Германии семья советских специалистов.


Чернильница (Франция, начало ХХ века)


Расскажите, пожалуйста, про свою коллекцию подробнее. Любой каллиграф сейчас, так или иначе, пользуется чернильницей, но пока мода на настоящие чернильницы не вернулась, обычно, используют в лучшем случае стеклянную баночку. Расскажите, какие чернильницы были раньше и какие есть у Вас в коллекции?

 Структура коллекции достаточно условна — письменности Древнего Мира, Античность, Средневековье, Новое Время – это обозначено «точечно», несколькими репликами и копиями, в основном XIX — XX вв. Пока никак не раскрыта тема Доколумбовой Америки, прото-письменностей. Есть пара документов XVIII в. Собственно, структура коллекции и есть самый сложный и важный узел — что-то можно показать и копиями или фотографиями, о чем-то достаточно просто рассказать. Но сначала нужно понять и определиться «что», «как» «почему» и «зачем». Структура должна быть логичной и понятной. Если говорить о чернильницах, то их было множество, начиная с простой плошки с сажей, разведенной маслом, заканчивая множеством специализированных — «дорожных», «помповых», «корабельных», «непроливаек»… А какие есть в коллекции, вы сможете сами увидеть, заглянув к нам в гости!



Чернильница из пушечного ядра (Россия, середина XIX века)/ фото взято из открытого источника



Чернильница (Россия, начало ХХ века)


















Помповая чернильница (Европа/Россия, 2-я половина XIX века)



Карманная чернильница (Россия, начало ХХ века)

















Чернильница (Марокко, 20-е годы ХХ века)



Где можно приобрести чернильницы XXI века?

Наверное, в Ашане! (смеется). Боюсь, с конца ХХ века их перестали выпускать, разве декоративные копии. Вербилки выпускали какие-то сувенирные, ЛФЗ, Гжель, Касли вроде бы прекратили выпуск — слишком невелик спрос. Но могу Вас обрадовать — в XIX — XX веках их столько наделали — хватит нескольким поколениям каллиграфов. Кроме того, спрос рождает предложение, возникнет дефицит — наделают еще. Хотя я, наверное, заказал бы себе авторскую, отражающую мой вкус и стиль.

Раз разговор о чернильницах, спросим и о том, для чего они предназначаются. Мы знаем, что Вы умеете делать чернила самостоятельно. Не подскажите рецепт, как сделать самому, например, «орешковые» чернила?

Ну, скорее, пробую делать. Там масса нюансов. И рецептов было множество, они есть в интернете. Самый простой, «одноходовой» вариант — пойти в аптеку, купить «Бефунгин», он почти идентичен коричневым «староверским» чернилам из березовой чаги.

Расскажите про самые интересные перья в коллекции? Где Вы за ними охотитесь? Кто ими писал и в каком веке? Пробовали ли Вы писать каким-то из них?

О-ла-ла! Неожиданный вопрос! Самое интересное мне сейчас перо находится у Андрея (Андрей Санников, один из руководителей Школы исторической каллиграфии в Москве – прим. редакции), в стаканчике. Это павлинье перо, мне их подарили пять штук в Николо-Угрешском монастыре. Но они еще не обработаны. Я не каллиграф, но пробовал писать каламом, вороньим пером (оно тонкое для мужской руки и жестковатое), ну и гусиным, конечно. По бумаге вполне терпимо, а вот по пергамену… Или я что-то делал не так, или нужно много тренироваться. Быстро писать точно не получается. А вот металлические перья-«вставочки», каюсь, у меня до сих пор не «разобраны». Я их купил оптом на интернет-аукционе. Ждут своего часа.

 Расскажите про ручки, интересно проследить эволюцию ручки, как она менялась по годам, например, если взять Советский период?

Подробно советский период я еще не изучал, поэтому могу только примерно описать происходившее. Ну, про писала и птичьи перья мы уже сказали, далее было примерно следующее — первые металлические (бронзовые) перья известны с античности, также они вроде бы используются в XIV в. во Франции, но массового распространения не получают. Первое стальное перо патентует немец Йоханнес Янссен (Johannes Janssen) в 1748 г., в 1842 г. немецкая же компания Heintze&Blanckertz начала промышленное производство перьев для письма, они хорошо «пошли» и к 80-м годам XIX в. десятки фирм в Европе (Германия, Франция, английский Бирмингем), выпускают и экспортируют сотни пудов стальных перьев. В т.ч. в Россию. У нас же их никто не производил до конца XIX в. В конце XIX и начале ХХ в. начинается производство в российской Польше (в Варшаве) и в Риге (у меня есть газетная реклама «Русского общества для производства стальных перьев в г. Рига» 1896 г.). В Москве появляется завод А.А. Григорьева (на котором работало около 200 человек и который потом перешел к Кретцеру), его оборудование после революции было перевезено на завод «Пресс» Машинотреста.

Перьевые ручки и карандаши (Россия/Европа, конец XIX - начало ХХ века)



Перьевые ручки-«вставочки» (СССР, 70-е годы. ХХ века)



Реклама перьев (объявление в газете) (Россия, 1896 год)


Карандашами у нас занимались «Сакко и Ванцетти»  (бывшая концессия американца Хаммера (Armand Hammer), и завод «им. Л. Красина», позднее — завод в г. Славянск, ввозились изделия фирмы «JOHANN FABER». Была ещё фабрика «Светоч», основанная Отто Кирхнером (Kirchner Otto Francevich), в основном она выпускала бумажно-беловую продукцию, но вроде бы, канцелярские изделия тоже производила. Карандаши были стратегическим оборонным продуктом. Перья же стали выпускать в связи с дороговизной закупок и необходимостью борьбы с неграмотностью. Существовала Артель «Культпром», относившаяся к Ленкультпромсоюзу, выпускали они «Ручки. Авто-перо. Авто-карандаш. Домино и другие изделия культширпотреба из пластмасс», их Правление находилось по адресу «Ленинград, внутри Гостиного двора, Садовая линия, пом. 53». В 1924 г. в Ленинграде организуется завод «Союз», который производит перья, угольники, позже готовальни, с 1935 г. – первые в СССР перьевые автоматические ручки. В 1943 г. производство эвакуируется в Ярославль, в Ленинграде на оставшихся мощностях налажено производство взрывателей, ручных гранат и т.п. В 1965-66 гг. ЛПО «Союз» начинает производство шариковых ручек, стержни к ним были перезаправлявшиеся (шарик вынимался и после заправки вставлялся обратно, чернила к ним производили на основе касторового масла. Были специальные баллончики с такими чернилами и даже трехлитровые емкости, после нескольких перезаправок такие ручки страшно «текли»). С 1970 гг. начинается производство фломастеров (чернила для них производили на Машзаводе им. С.М. Кирова в Копейске под названием «Набор чернил для ручек автоматических с капиллярным пишущим стержнем», в набор входило 6 флаконов по 30 мл. — красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, стоил такой набор 1 р. 10 коп.). Производство в Ярославле позднее преобразуется в завод «Оргтехника», входивший в объединение «Союзоргтехника» Министерства приборостроения, также как и харьковский завод «Оргтехника». В Риге работал Завод пластмассовых изделий «Аусма».

Расскажите, пожалуйста, про 5 самых необычных предметов в Вашей коллекции?  

Про три. Я расскажу про три, а то потом не будет интриги, при посещении выставки. Первый — небольшой дорожный ящичек для письменных принадлежностей, Россия, конец XIX века, в довольно «убитом» состоянии. Когда я его стал дома рассматривать, понял, что в нем что-то не так. Потом сообразил — у двух его половин дно на разной высоте. Если поднять перегородку – открывается мини-тайник, письмо или несколько купюр туда вполне поместятся. Второй предмет — стеклянная шкатулочка без крышки, примерно 3х5 см., в которую до середины опущен горизонтально расположенный ролик. Явно Европа, скорее всего Франция, середина — последняя треть XIX в. Начал искать аналоги — оказалось, что это смачиватель для марок, наливали туда воду, прокручивали в ней ролик и об него уже смачивали клеевой слой марки или облатки. Нет бы языком облизать, как нормальные люди делают! Ну, а третий предмет — изящная бронзовая стойка на мраморной базе. Семь «полочек» явно для небольших предметов или бумажек. При осмотре увидел, что на каждой «полочке» отлита буква. Оказалось — первая буква названия дня недели на французском, «полочки» — для визиток, а сам предмет — ежедневник.



Дорожная шкатулка для письменных принадлежностей с тайником (Россия, конец ХIХ века)










Увлажнитель для марок (Европа, последняя треть XIX века)










Ежедневник (Франция, середина XIX века)


Можно ли где-то посмотреть на всю  коллекцию целиком?

Ну-у-у… Если Вы понравитесь Андрею Санникову и Юрию Ковердяеву и они пустят Вас в «святая святых», свой Скрипторий на Берсеневской набережной, 20.

Нам посчастливилось бывать в Скриптории Школы исторической каллиграфии под рук. Юрия Ковердяева и Андрея Санникова и можем уверенно сказать, что это самое подходящее место для такой удивительной коллекции экспонатов. Статья, к сожалению, не уместила многих уникальных  вещей, с которыми вы можете ознакомиться на личной странице Владислава (Jason Smile) и форуме об антикварных письменных принадлежностях с его активным участием. И все же, это стоит видеть воочию!

п.с. Если после прочтения интервью у вас появятся дополнения или уточнения к материалу, а также любая дополнительная информация по истории письменности и письменных инструментов, напишите нам на info@tsdl.ru и мы дополним рассказ.  

Просмотров: 169
  • Instagram - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Facebook Black Round

TSDL Calligraphy • О доставкеУчастие

 

Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы: info@tsdl.ru

© 2017 «TSDL Calligraphy» | Все права защищены