• Александра Полетаева

Абстрактная каллиграфия

Пост обновлен 9 февр. 2018 г.


Абстрактная каллиграфия — самое узкое и необычное направление в каллиграфии и находится на стыке каллиграфии и живописи. Наша маленькая редакция встретилась с Александрой Шелемовой, которая занимается этим направлением и даже ведет курс по абстрактной каллиграфии и тайнописи. Интервью получилось очень насыщенным и уникальным. Информации по этой теме мало, а Саша поделилась своими знаниями, которые по крупицам собирает уже несколько лет.


— Привет, Саша! Расскажи немного о себе

 Привет, по образованию я графический дизайнер или художник-стилист. Закончила МГТУ им Косыгина. Занимаюсь абстрактной каллиграфией и тайнописью. Также преподаю классические шрифты.




— Расскажи, что такое абстрактная каллиграфия?

Иероглифический абстракционизм или каллиграфический абстракционизм – течение в абстрактной живописи, в основе которого лежит имитация приемов китайской и японской каллиграфии. Свободно нанесенные мягкой кистью мазки уподобляются знакам восточной письменности, идеограммам, клинописным иероглифам. Совмещая, стилизуя, интерпретируя их, художник создает свою форму письменности.



— Об этом направлении очень мало структурированной информации. Ты писала диплом на эту тему, поделись, кого можно считать основателем течения?

Основателем этого направления считается американский художник-абстракционист Марк Тоби (1890-1976). В середине 1930-х годов он путешествовал по Дальнему Востоку, где изучал искусство каллиграфии и философию дзэн-буддизма. Увлечение культурными традициями Китая и Японии вылилось в создание им нового стиля – «абстрактного каллиграфизма», который сам Тоби называл «белыми письменами». Суть его была в том, что холст полностью покрывался каллиграфическими элементами, из которых нельзя было выделить какие-либо отдельные формы.



—  Абстрактная каллиграфия ближе к живописи, чем к написанию букв? Где грань и что первичнее?

Честно говоря, это сложный вопрос и отвечать на него должны историки искусства. По-моему, сегодня всё переходит друг в друга, образуются новые идеи. Это миры черных и белых форм. Я пришла к этому  от каллиграфии, но возможно пройти путь от живописи.

Интересную мысль высказал Реза Абедини — иранский графический дизайнер, профессор Американского университета Бейрута и Тегеранского университета: «Кстати, вот еще один пример о разнице в восприятии одного и того же объекта. Возьмем манускрипт древнего персидского поэта. На данный момент лишь около 50 людей в мире могут прочитать его текст. Поэтому фактически он становится картинкой: ни я, ни вы не можем это прочитать. Человек, который видит текст на незнакомом ему языке, оказывается относительно него в интересной позиции. Мой дед, смотревший на картину Раушенберга, попал в похожую ситуацию».


— Ниже две работы. Одна — современная японская каллиграфия, другая — работа Джексона Поллока. По каким законам различать два похожих направления?


Работа Джексона Поллока


Современная японская каллиграфия


Эти две работы объединяет экспрессияодин из основных моментов в каллиграфии, тем более абстрактной. Скорость, яркость, немного страха, уверенность в своем движении объединяют эти работы. Отличаются они изначальной идеей и средствами выражения. Иногда границы так размыты, что одно становится другим, и это нормально.

— Что лично для тебя является критерием хорошей работы?

Гармония форм и уникальность. Мне нравятся безассоциативные работы, где изображение не превращается в наши фантазии, например, в животное или в бегущего человека. Уникальность изображения задает ритм в композиции: все должно «звучать»  и подчеркивать друг друга.

— То есть если мы пытаемся угадать в абстрактных формах какой-то предмет это неправильно? 

То, что мы не понимаем, иногда не нужно объяснять. Нас должно будоражить и возбуждать увиденное, а не заставлять гадать, что пытался изобразить автор. Нужно абстрагироваться от конкретных форм.

—Что является основными принципами при создании каллиграфической абстракции?

Рамки и скорость. Первое, потому что без рамок люди рисуют «мозгами»: все сводится до черточек и спиралей, то есть более стандарх форм. Не стоит думать и придумывать, что изображать, здесь нужна экспрессия. Скорость также помогает писать экспрессивно, а замедление превращает работу в «абстрактный леттеринг».

—Ты сказала про ритм и гармонию. Как возможно это совместить с большой скоростью и бессознательностью действий?

Очень легко и сложно, это опыт и мастерство, постоянные ошибки и подьём по ступеням осознанности. При создании работы я, например, трачу 80% времени на размышления и подготовку. 

— Человек с помощью абстрактного искусства раскрывает свой характер?

Человек в каждом действии раскрывается. Во всех линиях, пятнах будет прослеживаться качества, присущие именно руке человека, который их написал. «Человек не может выйти за рамки руки, которая ему дана». Наверное, это и называется стиль. Есть исследования, когда люди, лишившиеся конечностей, учились писали ртом и их почерк сохранялся. Наша личность связанна с нашей рукой.

— Какие материалы ты используешь во время работы?

Чем проще материал, тем лучше. В ход может пойти все: от шариковой ручки, пера и туши до различных кистей и валиков. Мне нравится добавлять акценты с помощью золочения, серебрения или алого цвета. Есть, кстати, много художников работающих обычными и нестандартными материалами, например бомбочки с тушью или вообще своим телом. Интересное веяние ставить подпись оттиском  китайской резной печати.





— Где в России можно учиться абстрактной каллиграфии?

Видела только один курс и то не по абстрактной каллиграфии, а по взаимодействию линии и пятна. У меня есть один мастер класс по абстрактной каллиграфии, он больше направлен на поиск своей линии. Это медитативное занятие с разными инструментами от мягких кистей, до нестандартных материалов. Мы делаем много экспериментов с ароматами, рисуем с закрытыми глазами и на время. В конце занятия из лучшего материала и удачных элементов создаем абстрактную картину. Человек, погружаясь в эту атмосферу абстрактных пятен , форм и линий, сам начинает по новому смотреть на это направление искусства. Не было еще ни одной, даже отдаленно похожей друг на друга, работы.

— Посоветуешь инстаграмы или сайты по теме?

Конечно, вот мои фавориты:

http://instagram.com/nixbenson



















http://instagram.com/ironeyeretna



















http://instagram.com/tom_kemp_



















http://instagram.com/biscosmith














Благодаря Саше, в нашем магазине появились новые футболки и чехлы с абстрактной каллиграфией. 

Если у вас есть интересная тема, связанная с буквами, которую вы бы хотели осветить в интервью или статье, пишите нам: info@tsdl.ru.




Просмотров: 0
  • Instagram - Black Circle
  • Vkontakte - Black Circle
  • Facebook Black Round

TSDL Calligraphy • О доставкеУчастие

 

Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы: info@tsdl.ru

© 2017 «TSDL Calligraphy» | Все права защищены